Противоослепляющий фонарь для водителя.
Любой водитель, в тёмное время суток, сталкивается с такой проблемой, как ослепляющий свет фар от проезжающей встречной машины. Многие видели, что в темное и ночное время суток можно увидеть автомобили, у которых на лобовом стекле, вверху светится синий или зеленый огонёк. Это и есть одно из таких противоослепляющих устройств, противоослепляющий фонарь. Эффективность такого фонаря, можно повысить.
Противоослепляющий фонарь в помощь автолюбителям.
Для начала, надо рассмотреть все полезные свойства такого фонаря, в чём его эффективность. На графике (рис. 1) видно распределение интенсивности луча, от лампы накаливания [1] видно, что наибольшая его часть составляет красный, оранжевый и желтый луч, который в основном и слепит сетчатку глаз. Для того чтобы отсеять наиболее яркую часть спектра фар, большая часть водителей, устанавливают на лобовое стекло пассивные светофильтры из полос синего или зеленого оргстекла. Но пассивные светофильтры очень неудобны, они расположены выше основного поля зрения водителя.
Противоослепляющий фонарь устанавливают на уровне основного поля зрения водителя, с левой стороны лобового стекла, тем самым, это совсем не мешает и не отвлекает водителя при движении. Свет от такого фонаря распространяется параллельно лобовому стеклу и не попадает в глаз водителю, для этого у фонаря встроенный светозащитный заслон. При включении фонаря происходит поглощение большей части луча фар встречного автомобиля, уменьшая световой поток на глаза. А использование в фонаре синего или зеленого светофильтра, дает возможность контролировать обстановку на дороге, так как в ночное время, глаза человека наиболее чувствительны к синим и зеленым лучам (рис. 2) видимого спектра [1].
Главным недостатком заводских противоослепляющих фонарей, является их несвоевременное, раннее либо позднее включение. Более опасно позднее включение, когда от яркого резкого света встречной машины, происходит ослепление, и позднее включение фонаря оказывается не эффективным. Данная схема автоматического включения и выключения фонаря имеет следующие достоинства перед опубликованной в [2]. Включение устройства происходит одновременно с фарами автомобиля от его встроенного выключателя, быстрое включение при освещении фотоэлемента светом фар встречного транспорта и плавное (доли секунд) выключение, сокращают время адаптации глаз водителя.
На (рис. 3) приведена принципиальная схема автоматического устройства включения и выключения противоослепляющего фонаря. Состоит она из порогового усилителя светового потока на транзисторе (VT1), составного транзисторного ключа на транзисторах разной проводимости (VT2, VT3) и схемы задержки выключения лампы (HL1), выполненной на резисторе (R3) и накопительном конденсаторе (С1). Устройство питается от параметрического стабилизатора на стабилитроне (VD1) и резисторе (R4). Устройство включается совместно с фарами автомобиля. Как только лучи фар встречного автомобиля попадают на фоторезистор (R1), открывается транзистор (VT1), который включает транзисторный ключ (VT2, VT3), и на лампу фонаря (HL1) поступает напряжение (+12 В) лампа включается и начинает светить. В это время одновременно происходит заряд конденсатора (С1). Когда освещение фоторезистора прекращается, транзистор (VT1) закрывается, но лампа (HL1) продолжает светить до полного разряда накопительного конденсатора (С1) через резистор (R3) и переход транзистора (VT2). Подстрочным резистором (R2) устанавливают порог включения фонаря (HL1).
Печатную плату располагают в корпусе фонаря. Для фоторезистора делают отверстие в корпусе со стороны, обращенной к дороге. Для повышения эффективности схемы, перед фоторезистором желательно установить собирающую линзу. Оптическую систему (фоторезистор с линзой) располагают так, чтобы она хорошо освещалась фарами встречного автомобиля и как можно меньше светом фар от собственного автомобиля.
Мощность лампы в фонаре не должна превышать (5 Вт), фоторезистор (R1) типа (СФ2-8) можно заменить на (ФСК-1) с темповым сопротивлением (30...60 кОм), транзисторы (VT1, VT2) должны иметь статический коэффициент передачи тока не менее (100). Транзистор (VT3) используется без радиатора и может быть заменен на (КТ818) с любой буквой. Конденсатор (С1) типа (К50-16) можно заменить на любой емкостью (20...30 мкФ). Подстрочный резистор (R2) типа (СПЗ-6А). Стабилитрон (VD1 КС 182) можно заменить на (Д814А.Б).
Солнечные батареи
Ловля рыбы зимой, уникальный способ прикормки.
Электоэнергия, способы экономии.
Лампы накаливания
Защита от насекомых
Защита от коррозии.
Бесплатные каналы
В помощь, бытовые приборы, электросхемы
Электронная приманка для рыбы
Пылеулавливатель